Институт заочного и очно-заочного обучения
Диплом о высшем образовании
+7 (343) 257-02-08
Время работы
пн-чт: 900 — 1745
пт: 900 — 1630
Наш адрес
8 Марта, 62,
аудитория 324

Общая информация

Текст интервью директора Института

заочного и очно-заочного обучения В.П. Меркульева телекомпании ОАО «Обл ТВ»

Весна — это традиционно то время, когда выпускники школ, а также люди более старшего возраста, принимают решение о дальнейшем обучении, о получении высшего образования. При этом имеет значение не только будущая специальность и вуз, в котором предстоит учиться, но и форма обучения. При всех очевидных плюсах очного обучения не теряет популярности заочное и очно-заочное обучение. Чем это обусловлено?

Действительно, традиционно считается, что очное обучения является базовым, основным. Главная ценность очного обучения — непосредственное взаимодействие студента с преподавателем.

Вместе с тем не все молодые люди имеют возможность обучаться в очной форме. И что очень важно - не все хотят обучаться в очной форме. В этом смысле очно-заочная и заочная формы обучения расширяют возможности получения высшего образования. При этом на передний план выходит очно-заочная форма обучения.

Особое значение очно-заочной формы обусловлено двумя основными обстоятельствами. Во-первых, в очно-заочной форме сохраняются основные преимущества очного обучения. Во-вторых, проекты актуализированных федеральных государственных образовательных стандартов запрещают подготовку по ряду наиболее востребованных направлений в заочной форме при получении первого высшего образования, т. е. ориентируют на очно-заочное обучение.

В чем особенности организации учебного процесса в заочной и очно-заочной формах? В чем основные преимущества, а может быть и недостатки, заочной и очно-заочной форм обучения?

Формы обучения (очная, заочная, очно-заочная) — это технологии организации учебного процесса. При этом содержание образовательных программ абсолютно одинаково. Одинаков набор учебных дисциплин, практик, которые осваивают студенты, а также перечень компетенций, на формирование которых они направлены.

В организационном плане формы обучения действительно существенно различаются. В отличие от очного обучения, которое наиболее понятно выпускникам школ, заочная форма обучения является сессионной. В течение года проводятся 2 учебно-экзаменационные сессии продолжительностью 3-4 недели. На период сессий работающим студентам предоставляется оплачиваемый отпуск. Студенты ежедневно приходят на занятия в университет. С ними проводятся лекционные, практические и иные занятия, а также студенты сдают экзамены и зачеты.

Между сессиями, в период семестров, студенты работают самостоятельно с консультационной поддержкой преподавателей. Надо отметить, что в нашем университете разработана, внедрена и достаточно эффективно работает электронная информационно- образовательная среда,которая позволяет осуществлять в период семестра взаимодействие между студентами и преподавателем. Очень важно, что связь между студентами и преподавателем в период семестров не утрачивается.

При очно-заочной форме обучения в течение года также проводятся 2 учебно-экзаменационные сессии продолжительностью 3-4 недели. При этом между сессиями, в период семестров, в отдельные дни недели студенты занимаются в университете. В этом смысле очно-заочная форма обучения ближе к очной.

При таком ритме учебного процесса требуется больше времени для получения образования?

Да, конечно. Дело в том, что, как уже говорилось, в очно-заочной и заочной формах студенты осваивают ту же самую образовательную программу, которая изучается при очном обучении. Дипломы, полученные выпускниками различных форм обучения, имеют абсолютно одинаковую ценность. Более того, форма обучения указывается в приложении к диплому только по согласованию с выпускником. По желанию выпускника форма обучения может быть вообще не указана в документах об образовании.

Ясно, что при обучении в очно-заочной и заочной формах срок получения образования увеличивается. При обучении по программам бакалавриата срок получения образования увеличен на полгода и составляет 4 г. 6 месяцев.

Расскажите коротко об основных плюсах заочного и очно-заочного обучения.

Конечно, получение образования в заочной и очно-заочной формах требует большей целеустремленности, настойчивости, самоконтроля, самоменеджмента. Студент должен научиться самостоятельно распределять, планировать свою учебную деятельность. Но вместе с тем эти формы обучения имеют и свои преимущества, дают студентам новые, дополнительные возможности.

Прежде всего, при очно-заочном и заочном обучении студенты имеют возможность сочетать получение высшего образования и работу. Это позволяет обеспечить финансовую самостоятельность, повышает уровень свободы в принятии решений по жизненно важным вопросам. В современных условиях это приобретает все большее значение.

Уже в процессе обучения накапливается профессиональный опыт, повышаются возможности карьерного роста. Работодателям, как правило, нужны специалисты с опытом работы, имеющие определенный трудовой стаж. Получение более высоких, интересных и высокооплачиваемых должностей предполагает успешную работу на исходных должностях.

Важно также отметить, что современное заочное и очно-заочное обучение — это высокотехнологичное обучение, существенно отличающееся от того, что было даже несколько лет назад. Учебный процесс проводится в современных удобных формах с использованием цифровых технологий (видеолекций, электронных презентаций учебных дисциплин и иных электронных образовательных ресурсов).

Сейчас нередко можно слышать о том, что мы живем в условиях цифровой революции. Ставится задача развития цифровой экономики. Происходит цифровизация других сфер общественной жизни, в том числе и образования. К примеру, студенты нашего института имеют возможность прослушать в записи лекции по всем изучаемым учебным дисциплинам. Кроме того, заочная форма обучения дает возможность получения образования для лиц, проживающих в отдаленных населенных пунктах.

Очень важно подчеркнуть, что в заочной и очно-заочной формах обучения учебный процесс проводится тем же самым профессорско-преподавательским составом в тех же самых аудиториях и лабораториях, в которых обучаются студенты-очники. При этом по отдельным направлениям имеются бюджетные места, а стоимость обучения по договору значительно ниже, чем при очном обучении. Не случайно сейчас в нашем институте обучается около 2 тысяч студентов.

Насколько полно Ваш институт охватывает направления и профили, реализуемые университетом?

В заочной форме наш Институт заочного и очно-заочного обучения реализует практически все базовые направления подготовки и программы университета. Это касается как традиционных для университета направлений подготовки, таких как Экономика, Менеджмент, Торговое дело, Управление персоналом, Технология продукции и организация общественного питания, так и относительно новых направлений, таких как Юриспруденция, Прикладная информатика, Государственное и муниципальное управление, Гостиничное дело.

Какие новые моменты появились в деятельности Вашего института за последнее время?

Главное направление работы университета в целом, в том числе и нашего института, за последние 3 года — повышение качества образовательного процесса. Это главная стратегическая задача. Какие есть инструменты для её решения? Два аспекта в этом отношении хотел бы отметить.

Первое - это повышение практикоориентированности учебного процесса. Связь с работодателями, привлечение работодателей проходят через весь жизненный цикл образовательной программы. Это касается разработки образовательных программ, их экспертизы, привлечения работодателей к проведению учебных занятий, практик и так далее. В целом это вписывается в логику встраивания деятельности университета в хозяйственный комплекс Свердловской области и Уральского региона в целом.

Второе — это обеспечение открытости образовательного процесса для всех его участников. Мы приглашаем не только студентов. Но и всех участников образовательного процесса — родителей, работодателей, органы власти и управления, общественные организации вносить свои идеи, предложения по совершенствованию учебного процесса.

Заочники - это обычно люди старше 30-40 лет, которым сложно оставить работу, оторваться от семьи на время получения высшего образования? Эта тенденция сохраняется?

В последние годы наблюдается «омоложение» студентов заочной формы обучения. Если ранее на заочное обучение поступали люди со стажем, опытом работы, нуждающиеся в повышении уровня знаний, у которых намечается карьерный рост, то сейчас все больше приходят ребята после школы.

Сейчас в наш институт поступают в основном молодые люди в возрасте 18-23 лет, лица более старшего возраста составляют немногим более 20% от общего числа. Можно выделить две основные причины этого процесса: Во-первых, сейчас происходит более ранняя социализация молодежи. Молодые люди хотят быть самостоятельными, финансово независимыми. Во-вторых, значительная часть молодежи поступает на платное обучение. При этом стоимость очно-заочного и заочного обучения примерно в два раза ниже очного. Для многих это служит определяющим фактором.